Главная » Файлы » Методические разработки занятий

Объективное обследование пациента. Дыхание. Пульс. Артериальное давление
[ Скачать с сервера (36.1 Kb) ] 30.01.2015, 15:43

Технологическая карта занятия

Тема: «Объективное обследование пациента. Дыхание. Пульс. Артериальное давление.»

Цели занятия:

Обучающие

- добиться полноты, осознанности и прочности знаний по данной теме;

          - закрепить знаний и умений по основным принципам общения в

            сестринском деле;  

- добиться глубокого понимания основных понятий темы - общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки;

          - овладеть элементами общения (терапевтические и нетерапевтические

            средства общения);

         - изучить функции, стили, типы общения;

- изучить факторы, способствующие и препятствующие общению; 

 

Развивающие

развивать умения и навыки:

- оперировать основными понятиями;

- доступно и логично излагать содержание учебного материала;

- оказывать необходимую помощь больным - общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки;

- обосновывать свою позицию при выборе манипуляций;

          - выявлять проблемы пациента связанные с общением;

         - формировать практические умения необходимые медсестре при

            общении, в последующей  профессиональной деятельности.

         - владеть оценкой качества выполняемой работы.

 

Воспитательные

способствовать воспитанию:

- профессиональной культуры;

- научного мировоззрения и интереса к изучаемому материалу;

- воспитывать чувство ответственности за восстановление здоровья больного.

 

Межпредметные связи: с анатомией, физиологией, фармакологией, СД

 

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики

Обеспечение занятия

Наглядные пособия:

  • учебные сестринские истории болезни;

 

Раздаточный материал

  • дидактический материал;
  • теоретический материал (конспект);
  • вопросы для контроля знаний;
  • проблемно-ситуационные задачи;
  • кроссворды;
  • терминологический диктант;
  • тестовый контроль знаний.
  • методические рекомендации для студентов,

Литература:

 

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
  2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»  Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008
  3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
  4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному   медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.
  5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
  6. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа» 2009 г.
  7. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа» 2009 г.

В результате изучения темы

Студент должен знать:

  • понятие и функции Объективного обследования;
  • элементы эффективного Объективного обследования;
  • типы обследования;
  • Типы дыхания, пульса;
  • предметы для измерения АД;
  • факторы, способствующие или препятствующие эффективному обследованию;
  • критерии эффективного общения;

 

Студент должен уметь:

  • организовать терапевтическое общение с пациентами.
  • измерять пульс, чдд, ад;
  • характеризовать пульс и чдд

 

На практических занятиях студенту необходимо отработать навыки:

  • заполнять медицинскую документацию;
  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
  • измерения по алгоритмам пульс, чдд, АД;
  • определять характеристики показателей обследования;
  • пользоваться тонометрои.

 

В процессе изучения темы у студента формируются следующие компетенции:

Базовые компетенции:

- способность к системному и логическому мышлению;

- готовность к приобретению новых знаний;

- готовность отвечать за выполненную работу;

- готовность к диалогу с коллегами;

- формирование положительной мотивации к своей деятельности;

- владение информационными технологиями.

 

Профессиональные компетенции:

- развитие общей профессиональной подготовленности при общении;

- способность профессионально действовать в любой ситуации;

- способность принимать правильные решения;

- способность к совместной работе ради достижения цели;

- активизация сферы чувств и переживаний в процессе принятия решений;

- умение разрабатывать и анализировать основные направления организации профилактической работы по предупреждению заболеваний, связанных с нарушением мастерства общения  - как форма словесного общения с пациентами, страдающими снижением слуха;

 

Ход занятия

I. Организационный момент (3-5 мин.)

(Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к занятию, организация внимания)

II. Основной этап. (70-75 мин.)

  1. Подготовка студентов к изучению нового материала.

(Сообщение темы, мотивация, целевая установка, актуализация опорных знаний.)

  1. Сообщение учебного материала преподавателем.

В этом пункте может быть представлен план лекции и\или  ее содержание.

(Последовательное изучение материала по намеченному плану, объяснение с использованием технических средств обучения, постановкой опытов и пр.)

  1. Самостоятельное усвоение студентами новых знаний.

(Работа с учебником, инструкцией. Просмотр кинофильмов, выполнение лабораторно-практических заданий и др.)

  1. Первичное закрепление и текущее повторение.

(Опрос, беседа, работа с карточками-заданиями и др.)

  1. Упражнения по совершенствованию и закреплению знаний и умений.

(Решение познавательных и практических задач, работа на тренажерах, проведение опытов, выполнение письменных и устных заданий.)

  1. Самостоятельная работа студентов по совершенствованию и приобретению и приобретению знаний умений и навыков.

(Работа с учебной литературой, с документацией, справочником. Самостоятельная работа. Упражнения.)

  1. Обобщающее повторение и систематизация знаний.

(Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний. Объяснение и самостоятельная работа (лекции с фрагментами фильмов и др.) беседа, дискуссия, конференция.)

  1. Применение знаний, умений и навыков.

(Постановка и решение познавательных и практических задач. Выполнение лабораторно-практических работ. Анализ результатов работы и ее проверка, исправление ошибок, устранение пробелов в знаниях.)

III. Заключительный этап (7-10 мин.)

(Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании)

Примечание:

Комбинация пунктов  в основном этапе может быть различной, в зависимости от типа и целей занятия.

Теоретическая часть

 

«Объективное обследование пациента. Дыхание. Пульс.  Альтериальное  даадение.»

Дыхание.

 

Дыхание-это физиологический акт при котором происходит газообмен в легких.

 

Дыхание осуществляется чередованием вдоха и выдоха.

 

Наблюдая за дыханием особое внимание надо уделят изменениям цвета кожных покровов, определению частоты ритма, глубины  дыхательных движений, определить тип дыхания.

 

Частота дыхательных движений (ЧДД).

 

Частото-это количество дыхательных движений в 1 минуту.

 

В покое в 1 минуту ЧДД составляет 16-20 это норма

 

Увеличение дыхательных движений-тахипноэ

Урежение дыхательных движений-брадипноэ

Отсутствие дыхательных движений-апноэ

 

ЧДД зависит:

-от положения тела

-от состояния нервной системы

-от пола

-от возраста

-от температуры тела

Тип дыхания

-грудной (женщины)

-брюшной (мужчины)

-смешанный (спортсмены)

Глубина дыхания

Поверхностное и глубокое

 

Поверхностное дыхание- может быть не слышно на расстоянии и оно часто сочитается с патологическим учащением дыхания.

Глубокое дыхание-слышно на расстоянии и связано с патологическим урежением дыхания.

Ритм.

Ритмичное и неритмичное.

 

Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно от пациента, т.к. он может произвольно изменить частоту, ритм и глубину дыхания.

При повышении температуры тела на 1 градус, дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения.

 

Одышка.

 

Одышка-это затруднение дыхания.

 

Физиологическая-появляется после физических нагрузок или стрессовых ситуаций.

Патологическая-появляется при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, сосудов головного мозга.

 

Существуют также одышки:

а) инсператорная (затруднен вдох)

б) экспираторная (затруднен выжох)

в) смешанная (затруднен и вдох и выдох).

 

Виды патологического дыхания

  1. Нормальное
  2. Чайна-Стокса
  3. Биотта
  4. Куссмауля.

Удушье.

Это резкая одышка с глубоким вдохом и выдохом, учащенными дыхательными движениями и мучительным ощущением стеснения в груди и нехваткой воздуха.

 

Астма.

Это внезапноразвивающийся приступ удушья (бронхиальная, сердечная)

 

Асфексия.

Это прекращение поступления кислорода в организм.

Правила обращения с карманным инголятиром:

  1. Снять с баллончика защитный колпачек и перевернуть его вверх дном.
  2. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.
  3. Сделать глубокий вдох, охватив губами мундштук, нажать на дно баллончика.
  4. Задержать дыхание на несколько секунд и медленно выдохнуть.
  5. Закрыть баллончик защитным колпачком.

 

Кашель.

Это защитно-рефлекторный акт, направленный на выделение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородных тел.

 

Кашлевой толчек является фарсированным звучным выдохомю

 

Кашель может быть:

-сухим (без выделения мокроты)

-влажным ( с выделением мокроты)

У здорового человека в норме мокрота отсутствует

 

Кровохарканье.

Это выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Это один из грозных симптомов поражения органов дыхания.

 

Пульс.

Пульс-это ритмичное колебание стенки артерии , обусловленное выбросом крови в артериальную систему.

 

Характер пульса зависит:

-от величины и скорости выброса крови сердцем.

-состоянием стенки артерии.

Пульс обычно определяется на лучевой артерию

 

Можно определять пульс на сонной артерии.

 

На бедренной артерию

На подколенной артерии.

На задней большеберцовой артерии.

На артерии тыла стопы.

Качество пульса:

Ритм.

Ритм-это чередование пульсовых волн за определенный промежуток времени.

Если интервал времени одинаковый, пульс ритмичный, если интервал не одинаковый-неритмичный.

Нарушение сердечного ритма называется аритмией.

а) экстросистолия-внеочередное сокращение сердца

б) мерцательная аритмия-беспорядочное, хаотичное сокращение сердца.

Частота.

Это число пульсовых волн в 1 минуту.

Норма частоты пульса :0-80 ударов в минуту.

Больше 80-тахикардия

Меньше 60-брадикардия

Напряжение.

Это сила, с которой кровь давит на стенки сосуда.

Определяется степенью усилия необходимого для сдавливания лучевой артерии, чтобы прекратить полностью прохождение пульсовой волны. Зависит от величины АД. При повышении АД  пульс  твердый и напряженный При понижении АД пульс мягкий. При нормальном АД пульс умеренного напряжения.

Наполнение.

Это заполняемость кровью сосудов.

Характеризуется величиной сердечного выброса, (т.е. тем количеством крови, которое поступает в кровяное русло). Зависит от сократительной силы сердца в период систолы. Определяется объемом крови поступившим в артерию. Пуль полный при диастолическом сердечном выбросе, пульс пустой при уменьшении объема циркулирующей крови уменьшении сердечного выброса(кровопотере).

Величина.

Определяетсяя степенью напряжения и наполнения. Пульс большой—хорошее наполнения, достаточного напряжения, пульс малый-малого напряжения. Пульс нитевидный-едва прослушивается.

Артериальное давление (АД)

Это давление крови на стенки артерии.

Артериальное давление зависит:

-величины сердечного выброса

-тонуса артериальной стенки

Кроме этих основных факторов на величину АД оказывает влияние так же еоличество циркулирующей крови.Максимального уровня АД достигает во время сокращения (систолы) сердца. Это давление называется систолическим . В норме оно достигает 100-140 мм. РТ. ст. Во время паузы между сокрвщением желудочков сердца (диастола) стенки аорты начинают сокращаться, давление крови постепенно падает и достигает максимальной величины, это давление называется диастолическим. В норме составляет 90-60 мм.рт.ст.

Повышение систолического и диасталического давления-гипертензия

Понижение-гипотензия.

Разница между систолическим и диастолическим давлением-пульсовое давление.

Аппарат для измерения давления называется Тонометр.

Достоверные показатели будут получены при измерении АД у пациента в положении лежа или сидя. После 10-15 минут отдыха. Изиеряется не менее 3х раз, берутся средние показатели.

В норме величина АД зависит от индивидуальных особенностей, образа жизни, рода занятий.

Изменения могут быть:

-временные (утром АД ниже чем вечером)

-возрастные (с возрастом АД увеличивается)

АД фиксируется в виде цифровой дроби в истории болезни, амбулаторной карте или температурном листе. Верзние показатели-систолическое давление, нижние-диастолическое.

Задание на дом:

  1. Студенты должны владеть теоретическими знаниями по данной теме.
  2. Студенты должны выучить и показать на фантоме технику выполнения измерения пулься, ЧДД и АД.
  3. Студенты должны уметь объяснить и научить других технике измерения пульса, ЧДД и АД.

 

Проверка теоретического материала

 

АЛГОРИТМ  ПОДСЧЕТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.

  1. Возьмите пациента за руку так же как для исследования Рs на лучевой артерии, тем самым отвлеките его внимание).
  2. Другую руку положите на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания).
  3. Подсчитайте число вдохов в 1 минуту.

     Число дыхательных движений (частота) регистрируется в температурном листе графическим способом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА.

 

Пульс  (Рs) – это колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему.

    Характер пульса зависит от:

  1. величины и скорости выброса крови сердцем;
  2. состояния стенки артерии (эластичность).

Артериальный пульс ОБЫЧНО определяют на лучевой артерии.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ.

                         

  1. Пальцами правой руки охватите кисть пациента в области лучезапястного сустава.
  2. Первый палец расположите на тыльной стороне предплечья.
  3. II – IY пальцами нащупайте пульсирующую лучевую артерию и прижмите ее к лучевой кости.
  4. Определяйте характеристики пульсовых волн в течение 1 минуты.
  5. Необходимо определять пульс одновременно на правой  и левой лучевых артериях, сравнивая их характеристики, которые в норме должны быть одинаковыми.
  6. Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в историю болезни или амбулаторную карту, отмечают ежедневно красным карандашом в температурном листе. В графе «П» (пульс) представлены значения частоты пульса от 50 до 160 в минуту.

 АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ  АД:

 

Измеряют АД обычно 2 – 3 раза с промежутками 5 минут, при этом воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью.

  1. Наложите манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого  сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки.

Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.

  1. Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены.
  2. Соедините манометр с манжеткой. Стрелки манометра должны быть на нулевой отметке шкалы.
  3. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.
  4. Закройте вентиль на груше и накачайте в манжетку воздух. Воздух нагнетайте до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям монометра не превысит примерно 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором перестает определяться пульсация лучевой артерии.
  5. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 20 мм рт.ст. в секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушайте тоны на плечевой артерии и следите за показателями шкалы манометра.
  6. При появлении над плечевой артерией первых звуков отметьте уровень систолического давления.
  7. Отметьте величину диастолического давления, которая соответствует  моменту полного исчезновения тонов на плечевой артерии.
  8. Данные измерения АД запишите в виде дроби (в числителе – систолическое давление, а в знаменателе – диастолическое).

 

Подчеркиваем еще раз!  АД нужно измерять 3 раза в день. За достоверный – брать средний результат, так как учитывается реакция сосудов на сжатие (может быть спазм, в таком случае АД выше).

Категория: Методические разработки занятий | Добавил: olga
Просмотров: 4390 | Загрузок: 70 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar